Duis aute irure dolor reprehenderit
В отечественных компаниях существует такая должность как брэнд-менеджер, однако, мало кто четко понимает, какие именно функции на него возложены, а так же, чем он принципиально отличается от брэнд-менеджера в компании западной, что он, собственно, делает и насколько это полезно для бизнеса.
Итак. Если верить так называемой официальной легенде, сама профессия брэнд-менеджера и соответствующая должность родились в 60-х годах прошлого столетия в недрах корпорации Procter & Gamble.
Существует так же еще одно мнение по поводу компании-родителя этой профессии. Некоторое называют брэнд CocaCola, но на самом деле, это неверно.
Это мнение существует вот по какой причине: Coca-Cola добилась феноменальных успехов в деле управления своей маркой, в результате чего, в данный момент стоимость брэнда Coca-Cola составляет 67,5 млрд, долларов или более 70 процентов стоимости всей компании. Однако, лидерство в появлении новой профессии отдано все таки P&G, дело в том, что в отличие от конкурента, эта компания имела целую линейку брэндов и в 60-х пришла к выводу, что брэнды являются ценной составляющей бизнеса — не менее, а может быть и более ценной, чем производство, финансы и прочее, и этими важными активами необходимо специальным образом управлять.
Именно в этот момент можно говорить о появлении специальных людей, которые отвечали за определенный брэнд. Причем в их обязанности входило: управление имиджем брэнда (формирование образа марки с точки зрения наилучшего восприятия потребителями), выведение на рынок новых продуктов, ценообразование, исследование целевой группы потребителей, управление коммуникациями (разработка рекламных кампаний, пиар- и промоакций) и так далее.
Другими словами можно говорить, что появилась новая категория работников, которые, по выражению управляющего партнера компании BrandLab Александра Еременко, делают все и ничего.
Если углубиться в положительные и отрицательные стороны работников данной профессии, можно вспомнить притчу о детском йогурте Растишка от Danon: западные рынки торгуют этим йогуртом под маркой Petitdanon, что читается как птиданон, а переводится как данончик. Так было и в России, но продавался товар, надо сказать, не очень хорошо, поскольку его название ассоциировалось не с детским продуктом, а с чем-то птичьим. То есть ценность этого продукта была не ясна потребителям.